Круглый стол по теме:
«Взаимодействие Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области с органами местного самоуправления по вопросам осуществления муниципального земельного контроля. Требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»
25.07.2018 г.Ульяновск, ул.Р.Люксембург, 44
- «Эффективность проведения муниципального земельного контроля
на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Осуществление земельного контроля органами местного самоуправления.
Помимо контроля со стороны государства, существуют и иные виды контроля в сфере землепользования. Серьезное значение при этом отводится муниципальному земельному контролю. Статья 72 Земельного кодекса РФ закрепляет действие муниципальной законодательной базы.
Основной документ, регламентирующий проведение муниципального контроля – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который полностью применяется и к земельному контролю со стороны муниципалитета.
Контроль за использованием земли, проводимый местными органами власти, не отнесенными к государственным органам, является отдельным видом контроля, цель которого – обеспечить выполнение юридическими лицами различных правовых форм, их руководством, физическими и должностными лицами, действующих норм земельного законодательства Российской Федерации.
Все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района, на территории которого они проживают и осуществляют деятельность.
Уполномоченные на проведение муниципального земельного контроля.
Осуществление муниципального земельного контроля относится к компетенции местных органов власти. Согласно российскому земельному законодательству, органам местной власти предоставлены основные полномочия в области контроля за землепользованием в пределах конкретного муниципального образования, что подразумевает правомочия по инспектированию эксплуатации наделов, относящихся не только к муниципалитету, но и к государственным землям, а также находящимся в собственности граждан и различных организаций.
Взаимодействие органов государственного земельного контроля и органов муниципального земельного контроля.
Осуществление мероприятий государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля направлено на достижение основной цели государственного и муниципального управления земельными ресурсами – рациональное использование и охрану земель. Реализации данной цели способствует формирование согласованной системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственный земельный надзор (деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных земельным законодательством Российской Федерации) осуществляется посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также посредством проведения систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре».
Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день работа с органами местного самоуправления строится на организации и проведении совещаний, информировании со стороны муниципальных образовании о нарушении земельного законодательства в районах, проведении консультации представителей органов местного самоуправления по изменениям земельного законодательства Российской Федерации.
Не осуществляется совместная работа по выявлению органами местного самоуправления нарушений земельного законодательства в части земель сельскохозяйственного назначения.
Нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 реализуются исключительно при согласовании ежегодных планов муниципальных проверок. Так, на 2018 год поступило в Управление на согласование 5 планов, которые после доработки были согласованы.
Обращаю внимание на то, что Управление наделено полномочиями по надзору за землями сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного назначения.
В Управление в текущем году от Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» поступили административные материалы по факту неиспользования двух земельных участков. При рассмотрении установлено, что земельные участки согласно выписке публичной кадастровой карты имеют вид разрешенного использования – для ведения садоводства. Административные материалы по нарушениям по земельным участкам с разрешенным использованием для ведения садоводства, огородничества и др. Управление не рассматривает. Материалы для рассмотрения по существу были направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
Хотелось обратить внимание руководителей районных администраций, что использования правообладателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не в соответствии с их целевым назначением либо вообще неиспользования, приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, их зарастанию. Причиной этому всему является в первую очередь — отсутствие со стороны органов местного самоуправления надлежащего муниципального земельного контроля.
Взаимодействие с органами местного самоуправления позволит предупредить и сократить количество нарушений в сфере земельного законодательства, больше вовлекать в оборот земель сельскохозяйственного назначения.
- «Требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»
Настоящий технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (далее – технический регламент) разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» предусматривает требования не только к безопасности зерна, но требования к зернохранилищам, в которых храниться зерно, обеспечивающее безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств.
Что же входит в понятие безопасность зерна? Если обратиться к Техническому регламенту Таможенного Союза, то, прежде всего, это показатели токсичных элементов, микотоксинов, бенз(а)пирена, пестицидов, радионуклидов, зараженности вредителями и вредных примесей в зерне, поставляемом на пищевые и кормовые цели, которые не должны превышать предельно допустимых уровней.
1. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность и сохранность потребительских свойств зерна, не допустить его порчи при его хранении, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью человека и животных. При хранении в зерновой массе проверяют температуру (от 5 до 15°С), влажность (65-70%), засоренность, зараженность вредителями хлебных запасов, а также цвет и запах зерна. Сроки проверки зависят от состояния зерна и условий хранения. Важными условиями сохранности зерна являются: вентиляция и поддержание чистоты в хранилищах.
Стены зернохранилища должны иметь достаточную прочность, хорошо защищать зерно от атмосферных осадков и обладать достаточной гигроскопичностью. Внутренняя поверхность стен не должна иметь щелей, где могут развиваться вредители. Полы зернохранилища также должны обладать достаточной прочностью обладать хорошей влагонепроницаемостью, защищать зерно от проникновения грызунов и исключать возможность развития вредителей. В современных зерновых складах делают асфальтовые полы. Каменные и бетонные полы нежелательны. Крыша склада должна быть прочной, легкой, огнестойкой и малотеплопроводной. Оконные проемы необходимо затягивать проволочной сеткой для защиты от птиц и предотвращения попадания стекла в зерно. Их открывают снаружи, что позволяет проветривать склад, не заходя внутрь.
Регламентируется это п.6 ст.4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №874, хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства – члена Таможенного союза.
Инструкция 9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, утв. приказом от 24.06.1988 г. №185
Административная ответственность по ч.1 ст. 14.43. КоАП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Что касается реализации зерна. В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза 015/2011 каждая партия зерна при выпуске в обращение должна пройти процедуру оценки на безопасность в форме принятия декларации о соответствии.
Декларация о соответствии – это документ, который подтверждает качество и безопасность продукции. С ее помощью можно отследить всю необходимую информацию о том или ином зерновом продукте. Каждая зарегистрированная декларация о соответствии подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте Росаккредитации, где можно узнать о достоверности такой декларации, сроке ее действии, заявителе, изготовителе, схеме декларирования и о многом другом. Кроме этого, полученные документы, подтверждающие безопасность и качество, необходимо хранить не менее 10 лет со дня реализации партии зерна. При реализации зерна в товарно-транспортной накладной должен быть вписан номер декларации.
Зерно, выпускаемое в обращение и не прошедшее необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия в форме декларирования может причинить вред жизни и здоровью человека и животных.
Регламентируется это п. 1 ст. 7 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 от 09 декабря 2011 года № 874 "О безопасности зерна" зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Согласно ст. 2 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 от 09 декабря 2011 года № 874 "О безопасности зерна" выпуск в обращение зерна – купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
Согласно п. 1 ст. 3 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 от 09 декабря 2011 года № 874 "О безопасности зерна" зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действия которых распространяются на зерно.
Согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность по ч.1 ст. 14.43. КоАП влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Выпуск в обращение и подтверждения соответствия
Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
Зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению со При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза и в части ответственности за несоответствие поставляемого зерна требованиям технических регламентов Таможенного союза (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Декларирование соответствия зерна осуществляется по схемам 1д, 2д, 3д, 4д и 6д.
соответствия в форме декларирования соответствия.
В зависимости от схемы декларирования соответствия подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Испытания образцов зерна проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.
Заявитель оформляет декларацию о соответствии и регистрирует ее по уведомительному принципу в установленном Комиссией Таможенного союза порядке.
Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системы менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
- приостанавливает действие декларации о соответствии;
- отменяет действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, вносится соответствующая запись. Все результаты можно увидеть на сайте Росаккредитации РФ в свободном доступе.
Настоящий технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна», имеет шесть приложений по безопасности.
Недостоверное декларирование. Декларация о соответствии, выдается на основании полных доказательственных материалов, которые с полной достоверностью отражают истинное состояние зерна по безопасности, чтобы не привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. Все принятые декларации о соответствии публикуются в едином реестре деклараций о соответствии, размещенном в открытом доступе на сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru/. Чтобы определиться в вопросе: «существует ли такая декларация вообще», или установить её статус на любой момент времени, достаточно ввести её номер и в едином реестре появится информация о заявителе, изготовителе, декларируемой продукции, сроке действия декларации, а также пометка о статусе документа: действует, приостановлена, аннулирована.
Регламентируется это ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна»
Административная ответственность по ст. 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
1. Недостоверное декларирование соответствия продукции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Статья 14.45 – Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц - от 100000 до 300000 рублей.
В 2017 году специалистами отдела проведено 63 контрольно-надзорных мероприятия по качеству и безопасности зерна и продуктов его переработки. В ходе которых всего выявлено 48 нарушений, в том числе 3 нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011, по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ (реализация зерна без декларации), юридические лица привлечены к административной ответственности.
Административная практика контр.-надз. деятельности
|
1 полугодие 2017 г.
|
1 полугодие 2018 г.
|
1.Составлено протоколов, всего
|
3 - по ч. 1 ст.14.43
|
4- по ч. 1 ст.14.44
1- по ч. 1 ст.14.43
|
2.Вынесено постановлений
|
3
|
5
|
3.Административное наказание, в виде:
- предупреждения, ед.
- штрафов, на сумму, тыс. руб.
|
2
10,0
|
4
15,0
|
4.Взыскано штрафов на сумму, тыс. руб.
|
10,0
|
15,0
|
За шесть месяцев 2018 года проведено 69 контрольно-надзорных мероприятий в области качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, в ходе, которых всего выявлено 48 нарушений, в том числе по ч.1 ст.14.44 КоАП РФ выявлено 4 нарушения, виновные лица привлечены к административной ответственности, декларации о соответствии отозваны, по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ одно нарушение.
Управлением применяется практика вынесения наказания в виде предупреждения, с введением "статьи 4.1.1. КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением» субъектам малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение. В первом полугодии 2017 году вынесено 2 предупреждения, в 2018 году – 4.
Новое в законодательстве
В соответствии пунктом 3.1. Решения Комиссии ТС от 09.12.2011 № 874 «О принятии ТР/ТС 015/2011 «О безопасности зерна» требования:
- по показателю «зараженность вредителями», действуют до 1 июля 2018 года, далее устанавливается норма «не допускается».
В зерне, которое идет на кормовые цели, требования по показателю «горчак ползучий» (по совокупности с другими установленными вредными примесями) действуют до 1 июля 2018 года, далее устанавливается норма «горчак ползучий - не допускается».